Search

Памятка №4 "Профилактика аутодеструктивного поведения подростков"

Аутодеструктивное поведение подростков – это проявление искажения процесса социализации подростков в виде системы поступков, противоречащих социальным нормам. В результате подростки вольно или невольно могут причинять существенный вред своему физическому, психологическому и социальному благополучию.

Аутодеструктивное поведение подростков выражается в:

• потреблении табака, алкоголя, наркотиков, токсических веществ;

• склонности к самоповреждающим действиям;

• систематическом уклонении от школьных занятий, отставании в обучении; 

• бессодержательном времяпрепровождении;

• рискованном поведении (попрошайничество, мелкие кражи, побеги из дома).

Профилактика включает:

• непосредственные мероприятия по предупреждению аутодеструктивного

поведения;

• педагогическую поддержку;

• коррекцию отдельных нарушений.

Рекомендации педагогам в работе с подростками демонстрирующими склонность к формированию аутодеструктивного поведения:

• Фон общения с подростком должен быть спокойным и доброжелательным.

• Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения подростка, а в отношении его личности такие оценки вообще недопустимы.

• Главный козырь взрослых — это терпение и тактичность.

• Необходимо развивать у подростка инициативность и самостоятельность.

Памятка №3 "Профилактика суицидального поведения детей и подростков"

 

Важность проблемы предотвращения подросткового суицидального поведения связана с тем, что за последние 15 лет число самоубийств в возрастной группе от 15 до 24 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах стоит на 2-3 местах. Исследования показывают, что у каждого пятого подростка время от времени возникают вполне серьезные мысли покончить с собой и с годами суицид «молодеет». Предполагается, что в последующее десятилетие число суицидов будет быстрее расти среди детей и подростков в возрасте от десяти до четырнадцати лет.

Суицид – это умышленное лишение себя жизни. Он является результатом взаимодействия биологических, генетических, психологических, социальных и экологических факторов.

Суицидальное поведение – всевозможные проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки  покушения и т.п. Суицидальное поведение в 90% случаях – это «крик о помощи» и лишь у 10% таких детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой.

Подростковый суицид делится на три типа: истинный, аффективный и демонстративный.

Истинный подростковый суицид - подросток действительно имеет твердое намерение покончить с жизнью и обычно тщательно все планирует; если попытка оказывается неудачной, он со временем повторяет ее. К такому самоубийству склонны подростки, ощущающие себя изгоями, изолированными от общества. Они чувствуют себя одинокими и никому не нужными, впадают в депрессию, которая вызывает желание уйти из жизни. Причиной такого чувства может стать психическая травма, изнасилование, осознание своей нестандартной сексуальной ориентации – в общем, сильные психические потрясения. Предупредить этот тип суицида бывает непросто: часто подросток скрывает свои намерения, и отследить изменения в поведении сложно, особенно если подросток склонен к одиночеству.

Аффективный (чувствительный) подростковый суицид совершается в состоянии аффекта, под влиянием сильных, но сиюминутных чувств. Если попытка самоубийства неудачна, подросток, скорее всего, не будет ее повторять. Толчком к суициду могут стать конфликты в школе, семье или группе сверстников, несчастная любовь, в случае с особо впечатлительными подростками – даже фильм или книга.

Цель демонстративного суицида – привлечь к себе внимание, подросток не собирается на самом деле убивать себя, его цель – стать замеченным. Попытки самоубийства в этом случае обычно многократные, но истинным самоубийством они заканчиваются разве что случайно. К нему склонны подростки с истерическими чертами личности и демонстративным поведением.

Предупредить аффективный или демонстративный суицид сравнительно несложно, потому что в этих случаях подростки обычно не скрывают своих намерений. Подростки с демонстративным поведением объявляют о них открыто, а с аффективным – хотят быть остановленными на подсознательном уровне. 

Причины и мотивы суицида у подростков

Симптомом суицида  является  социально-психологическое неблагополучие, которое обычно проявляется в нарушении сферы общения.

Школьные конфликты - одна из главных причин суицидального поведения подростка. В состоянии аффекта он крайне импульсивен и агрессивен и зачастую может принять сиюминутное решение как выход из конфликтной ситуации. Конфликтуя с подростком, важно понимать, что он попадает в двойные «тиски»: учитель требует от ребенка успеваемости и хорошего поведения, любой ценой, а родители создают установку «не огорчать» взрослых, чем формируют чувство вины в собственных детях, если те вдруг все-таки возьмут и «огорчат».

Общение с подростком требует такта, мудрости, терпения. Важно видеть в нем личность, понимая, что Вы старше, опытнее его, что Вы профессионал, а значит стоите на защите его прав, служите образцом поведения (и в конфликте тоже).

Не бойтесь потерять лицо перед подростком: если Вы были неправы – извинитесь перед ним. Подросток поймет Вас и будет уважать, если Вы будете уважать его.

Насмешки и постоянное чувство неполноценности у подростка с плохой успеваемостью могут привести к суициду, как и неожиданная неудача у одаренного подростка, привыкшего к восхищению и не способного пережить чувство обиды, стыда и вины за то, что подвел родителей. Помните, что с чувством юмора надо обращаться в общении с подростком поосторожнее. Он не простит учителю насмешки, оскорбления, унижения.

Плохие отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) тоже являются весьма серьезным фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями. Бывает, что отношения с подругой или другом становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более измена, «уход к другому» - воспринимаются либо как унижение собственного достоинства, либо как невосполнимая утрата, лишающая жизнь смысла.

Особенности личности, черты характера могут выступать в качестве предпосылок для социально-психологической дезадаптации личности. Характерными особенностями суицидантов являются эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, импульсивность. В группу риска попадают тихие, необременительные для окружающих дети, зачастую те, что просиживают дни напролёт в социальных сетях и компьютерных играх, и имеют мало сцепок с реальностью.

«Синдром Вертера» - массовая волна подражающих самоубийств подростков. Они совершаются после убийства, которое получило резонанс в прессе (в течение примерно семи дней после публикации). Более того, есть зависимость между количеством репортажей рассказывающих о первом самоубийстве, и числом последующих самоубийств. И наиболее вероятная группа риска в этом случае – именно подростки, по целому ряду причин: им кажется, что они сразу станут героями;  или им хочется испытать то, что уже испытали другие (смерть представляется им чем-то загадочным, манящим). Чаще всего они просто не понимают, что факт смерти необратим, что вернуться к жизни после этого не удастся.

Подростковый суицид может выступать и как способ заявления о себе, в котором проявляются потребность быть героем, потребность выделяться.

  Подросток часто переживает проблемы трех «Н»: непреодолимость трудностей, нескончаемость несчастья и непереносимость тоски и одиночества. Отчаявшийся подросток вынужден бороться с тремя «Б»: беспомощностью, бессилием и безнадежностью. В

 процессе этой борьбы он может прийти к выводу о том, что ни на что не годен, и вынести себе

смертельный приговор.

Итак, существует множество факторов и особенностей, влияющих на суицидальное поведение подростков. Но для оценки риска необходимо учитывать не только суицидальные, но и антисуицидальные факты:

     нежелание вызвать отрицательные переживания у близких;

     чувство долга к родителями;

     представление о греховности, позорности самоубийства,

     боязнь физических страданий;

     любовь к жизни.

Признаки суицидальных намерений у детей и подростков

Большинство подростков с суицидальными тенденциями сообщают о своих мыслях или намерениях окружающим. От них можно услышать высказывания о «желании умереть», о «чувстве своей бесполезности», о невозможности терпеть боль (эмоциональную или физическую). Все это – призывы о помощи, которые не следует игнорировать.

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

 Словесные признаки:

·        Прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить».

·        Косвенно намекает о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Я не могу так дальше жить».

·        Много шутит на тему самоубийства.

·        Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки:

·        Раздает другим вещи, имеющие большую личную значимость; окончательно приводит в порядок дела, мирится с давними врагами.

·        Демонстрирует радикальные перемены в поведении, такие, как: в еде (ест слишком мало или слишком много); во сне (спит слишком мало или слишком много); во внешнем виде (стал неряшливым); в школьных привычках (пропускает занятия, не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками; проявляет раздражительность, угрюмость; находится в подавленном настроении); замыкается от семьи и друзей; становится чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущает попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

·        Проявляет признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Ситуационные признаки: человек может решиться на самоубийство, если:

·        Социально изолирован  (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

·        Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема).

·        Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.

·        Предпринимал раньше попытки суицида.

·        Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

·        Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей)

·        Слишком критически настроен по отношению к себе.

Больше всего самоубийств регистрируется весной, особенно в апреле, в период резких контрастов цветения окружающей природы и душевной подавленности.

Помощь при потенциальном суициде

Внимательно выслушать подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Важно приложить все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

Оценить глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

Внимательно отнестись ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не  пренебрегать ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

Не бояться прямо спросить, не думает ли он (она) о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Завязать разговор о проблемах подростка можно с вопроса «Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает?»

Важно не оставлять подростка в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь.

Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться.

Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.

 

Памятка для родителей подростков «Что нужно знать о подростковом суициде»

 

Проблема суицида среди подростков достаточно серьезна и актуальна в настоящее время. Об этом свидетельствует увеличение количества попыток и случаев добровольного ухода из жизни. Согласно данных статистики уровень самоубийств среди российских подростков является одним из самых высоких в мире (третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое место среди основных причин потенциальной потери жизни).

Понятие суицида, суицидального поведения

Суицид – самоубийство – намеренное лишение себя жизни (С.И. Ожегов «Словарь русского языка»).

Самоубийство – это реакция человека на проблему, кажущуюся непреодолимой, как например, отчуждение, смерть близких, детство, проведенное в разбитой семье, серьезная физическая болезнь, невозможность найти работу, финансовые затруднения, наркомания  («Медицинская энциклопедия Американской медицинской ассоциации»).

Суицидальное поведение – всевозможные проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки  покушения и т.п. При этом,  суицидальное поведение в 90% случаях – это «крик о помощи» и лишь у 10% таких детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой.

Особенности суицидального поведения детей и подростков

Отсутствие страха смерти является отличительной чертой психологии детей. У них не сформировано представление о необратимости смерти, которая понимается ими как длительное отсутствие или иное существование. Ребенок признает возможность двойственного бытия: считаться и быть умершим для окружающих и в то же время наблюдать их отчаяние, быть свидетелем собственных похорон и раскаяния обидчиков.

Если ребенок – это зеркало семьи, то подросток – это зеркало состояния общества. В этом возрасте гораздо больше реагируют на ситуацию в  своей подростковой микросреде, чем на родителей. А в этой микросреде смерть зачастую воспринимается романтически: с одной стороны, она пугает, с другой – привлекает. Хочется ее исследовать, прочувствовать, понять, а что там, за ней? Параллельно с этим у многих подростков в отличие от взрослых, еще нет ощущения реальности смерти и ее необратимости. Она как бы за скобками жизни. А в «реальности» компьютерной игры, где у героя десять жизней и всегда можно начать играть заново.

Не сформированное представление о ценности жизни и такие особенности подросткового возраста как общая неустойчивость, повышенная самооценка, эгоцентризм - создают условия для суицидального поведения.

Формирование суицидального поведения во многом зависит также от некоторых особенностей личности: эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, импульсивность. В группу риска часто попадают тихие, необременительные для окружающих дети, те, что просиживают дни напролёт в социальных сетях и компьютерных играх, и имеют мало сцепок с реальностью.

 

Мотивы и причины суицидов

Причин, побуждающих подростка к совершению суицида, множество, но на первый план выступает стремление обратить внимание родителей, педагогов, близких на свои проблемы. Среди побудительных мотивов суицида нередко выступает невыносимая душевная боль, одиночество, стыд за какой-то совершенный проступок, ощущение безнадежности и беспомощности, нестерпимая обида и недовольство собой.

Следует быть чувствительным к переживаниям подростками чувств заброшенности, одиночества. Сложность взаимоотношений родителей с подросшими детьми заключается в том, что основная задача подросткового возраста — сепарация, отделение от родителей, и в то же время подросток очень нуждается в принятии. Он может говорить родителям: «Оставьте меня в покое», но когда родители это делают, ощущает никому ненужность. Родители же очень много работают, и слишком мало времени проводят в семье, либо — перекос в обратную сторону: родители сидят дома и «занимаются детьми», да так, что детям от этого тошно и они стремятся освободиться от гиперопеки. Результат может быть один – суицид подростка.

Какими бы не были обстоятельства, нет ни одного суицидента (психически здорового), который не имел бы фантазий о своём спасении. Однако на этапе возникновения идеи самоубийства у человека наблюдается сужение сознания, он забывает обо всём: о близких, о прошлом...

 

Факторами, которые подталкивают к совершению суицида, являются:

1) Внутрисемейные конфликты, возникающие из-за завышенных требований к ребенку или вследствие полного игнорирования его как личности; развод родителей, смерть одного из них; потеря доверительных отношений с родителями;

2) Конфликты в школе, в результате которых  - трудности в учебе, снижение самооценки, появление ощущения «не значимости» для окружающих;

3) Несчастная или безответная любовь, трудности взаимопонимания, неумение наладить отношения;

4) Материально-бытовые трудности,  материальное неравенство, когда у одного «есть все», а у другого – «ничего»;

5) Депрессивное состояние и психическое расстройство в результате конфликтов или насилия в семье, воздействия на сознание агрессивной информации в СМИ и Интернете, пропагандирующей секс, насилие, убийства и самоубийства;

6) Генетические факторы – предрасположенность к психическим болезням, которые увеличивают риск суицида;

7) Неизлечимые болезни (СПИД, онкологические, венерические) могут быть стимулятором к совершению самоубийства.

Признаки суицидальных намерений у детей и подростков

Большинство подростков с суицидальными тенденциями сообщают о своих мыслях или намерениях окружающим. От них можно услышать высказывания о «желании умереть», о «чувстве своей бесполезности», о невозможности терпеть боль (эмоциональную, физическую). Все это – призывы о помощи, которые не следует игнорировать.

         Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

 

1) Словесные:

Непосредственные заявления типа «Я подумываю о самоубийстве», «Было бы лучше умереть», «Я не хочу больше жить».

Косвенные высказывания, например, «Вам не придётся больше обо мне беспокоиться», «Мне всё надоело», «Они пожалеют, когда я уйду».

Намёк на смерть или шутки по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми.

Бессильная агрессия и упреки в адрес других.

2) Поведенческие:

Отчаяние, плач.

Тяга к прослушиванию грустной музыки и песен.

Снижение жизненной активности, замкнутость.

Самоизоляция от семьи и любимых людей.

Изменение суточного ритма.

Повышение или потеря аппетита.

Вялость и апатия.

Неспособность сконцентрироваться.

Отказ от личных вещей.

Стремление к рискованным действиям.

Повышенная неприязнь к себе, чувство вины, упрёки в свой адрес, ощущение бесполезности, никому  ненужности, низкая самооценка.

Потеря интереса к увлечениям.

Несоблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью.

Скудные планы на будущее.

Стремление к тому, чтобы оставили в покое.

Рост употребления алкоголя, употребление наркотиков.

Суицидальные попытки в прошлом.

3) Ситуационные:

Смерть близкого человека.

Семейные неурядицы.

Коммуникативные затруднения.

Социальная изоляция.

Хроническая, прогрессирующая болезнь.

Нежелательная беременность.

Неприятности с законом.

Больше всего самоубийств регистрируется весной, особенно в апреле, в период резких контрастов цветения окружающей природы и душевной подавленности.

Как предотвратить суицид

1. Интересоваться жизнью ребенка: какое у него сегодня настроение, что получается и не получается, что любит, с кем в ссоре и т.д. Да, для человека в переходном возрасте родители уже не авторитет, он не будет делиться с вами своими переживаниями. Но это не значит, что у вас вообще не может быть доверительного общения. Вы все равно должны проявлять интерес к ребенку. Нужно стараться делиться друг с другом своими переживаниями, мыслями. Заведите в семье такое правило – разговаривать, обмениваться за столом хотя бы парой слов: «Как дела? Что нового в жизни?» При этом если родитель только спрашивает и критикует, он нарвется на раздражение, а если делится чем-то своим – то это уже настоящее общение. Необходимо поддерживать самооценку подростка: относиться к нему серьёзно, признавать важными его проблемы и потребности, интересоваться его делами и успехами (пусть даже это всего лишь овладение скейтбордом).

2. Разговаривать с ребёнком, не навязываясь и не отталкивая его, несмотря на то, что он сам «отталкивается» и говорит «отстаньте» - для его возраста это нормально.нельзя говорить: «Успокоишься, тогда поговорим», «В таком тоне я не разговариваю». Подростки чрезмерно эмоциональны, что обусловлено активностью гормональных процессов. И иногда требуется потерпеть его слёзы, крики, «нервы», чтобы снизить накал эмоций и они не привели к непоправимому.  Переносите фокус разговора на возможность обратиться за помощью в любой момент: «Я тебя буду спрашивать, потому что ты мне дорог, я тебя люблю. Но ты можешь не отвечать, если не хочешь. Однако если тебе нужно поговорить, помни — я всегда рядом и всегда готов прийти к тебе по первому зову». Но эти вещи нельзя просто декларировать, это нужно делать.

3. Не бояться врача-психиатра. Психиатр – такой же врач, как хирург или терапевт. Для подростков вообще консультация с психиатром порой  более актуальна, чем с психологом. Потому что большинство ребят в этом возрасте в силу бурного роста, физиологических изменений, гормональных скачков находятся в пограничном психическом состоянии. И родитель не всегда может определить, когда ребенок перешел границы. Поэтому дружба с врачом-психиатром – это абсолютно нормальное явление для родителей подростков. Если вы замечаете, что у вашего ребенка постоянно плохое настроение, недовольство собой, нарушение аппетита – вы не можете наверняка сказать, что это – влияние плохой погоды, анорексия, действие психотропных таблеток, но если возникли какие-то подозрения – совершенно нормально, что вы консультируетесь с психиатром. Если в семье уже начался шантаж с помощью суицида, тем более необходимо обращаться к специалистам и решать проблему комплексно.

4. Серьезно относиться к интересу темой суицида. Человек, который планирует покончить с собой, как правило, обдумывает детали этого поступка. Симптоматичными могут быть записи в блогах, разговоры, книги, которые он читает, фильмы, которые смотрит. При правильном отношении все это можно вовремя заметить и предотвратить суицид. Просто часто близкие не придают этому значения, а подросток, возможно, пытается сказать: обратите на меня внимание! Поэтому, если вы замечаете, что подросток интересуется темой самоубийства – даже просто как отвлеченной темой, если он смотрит передачи про самоубийц, ходит на соответствующие сайты, задает вопросы «а что вы будете делать, если я…» - не успокаивайте себя, что все это чепуха. Нужно очень серьезно с ним поговорить, а лучше – обратиться к специалисту.

5. Не избегать разговоров о смерти с ребенком, начиная с самого раннего возраста, когда у него появляются первые вопросы о жизни, о смерти, о ценностях… Огромным подспорьем здесь могут послужить метафоры, художественные, литературные образы, личный опыт родителя. Нужно объяснить, что смерть – это не игра, это порог, из-за которого уже не вернешься, после которого нельзя нажать на кнопку «отмена действия». Такие разговоры помогают развеять тот самый флер таинственности, которым смерть может быть окружена для подростка. Не скрывайте от детей факта смерти! Даже если умирает не человек, а ваше домашнее животное – не надо хоронить его, пока ребенок спит, чтобы потом сказать, что зверек убежал. Смерть естественным, хоть субъективно трагическим образом присутствует в жизни, и не стоит создавать для ребенка искусственный мир. С детьми нужно говорить о жизни, смерти, одиночестве, смысле, о его чувствах. Есть стереотип, что подростки всё это обсуждают со сверстниками, а со взрослыми вряд ли захотят делиться. Однако на самом деле, взрослые им очень нужны, потому что своего опыта ещё не хватает. Но эти беседы не должны превращаться в нравоучения. Кроме того, ребёнок должен быть уверен, что в результате своей откровенности он не будет отвергнут или наказан. Необходимо показывать подростку, что вы хотите поговорить о чувствах, и что вы не осуждаете его за эти чувства.

6. Не игнорировать заявления подростков о намерении суицида. Суицид, особенно подростковый, часто рассматривается как шантаж и манипуляция. Мол, если подросток в открытую угрожает самоубийством, то вряд ли на самом деле отважится на что-то подобное. Однако, это миф. Во-первых, подросток может быть готов совершить суицид, но говорит об этом в надежде что его остановят. Во-вторых, такое поведение действительно нередко содержит шантаж. Но это ещё и крик о помощи. За каждым таким действием стоит очень сильная неудовлетворенная потребность.

7. Больше говорить с детьми об ответственности, которую мы несем за свою жизнь. У родителей есть важная задача: донести мысль о том, что сведение счетов с жизнью – это грех. Можно объяснить это не только на языке религии, но и на бытовом уровне – это малодушие, трусость, это то, чего уже не исправить. Вопросы о суицидальных мыслях, беседы - размышления о смерти не приводят к попыткам свести счёты с жизнью. На самом деле ребёнок может почувствовать облегчение от осознавания своей проблемы, происходит понимание того, что такое потеря, осознание ценности жизни, понимание, что воскресить, вернуть к жизни невозможно.

8. Донести до своих детей, что их любят и готовы поддержать - «Что бы ни случилось в жизни, ты всегда можешь прийти ко мне, и я не буду тебя осуждать. Нет ничего такого, чего я не смог бы тебе простить. Я никогда тебя не брошу» - ребенок должен услышать эти слова. Он должен знать, что его любят всяким, и что бы он ни сделал - родителям гораздо лучше с ним, чем без него. Тогда у подростков не будет страха, что лучше покончить с жизнью, чем поговорить с папой и мамой.

9. Попытаться совместно рассмотреть альтернативные способы выхода из затруднительной ситуации. Когда ребёнок угнетён сложившимися в его жизни обстоятельствами, определённой ситуацией, событиями, необходимо помочь ему найти в прошлом опыте случаи успешного совладания с трудностями, стрессами, разочарованиями, подкреплять, упомянутые им, позитивные мысли, действия. Хвалить за них. Не нужно предлагать упрощённых решений типа: «Всё что тебе сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, наутро ты почувствуешь себя лучше». Нужно помогать ребёнку понять, что присутствующее чувство безнадёжности не будет длиться вечно. При этом нельзя приуменьшать боль, переживаемую подростком («Нет причин убиваться из-за этого»). Это лишь показывает человеку, что вы его не понимаете.  Ему больно, и важно показать, что вы это понимаете.

10. Поддержать в случае конфликта со значимой для него группой. Родитель может позаботиться о вхождении ребенка в разные подростковые группы, поддерживая, например, его занятия в спортивной или художественной студии, предлагая организовать регулярные встречи с друзьями из других, неконфликтных ему групп. Если круг общения подростка не замыкается на одноклассниках или соседях по подъезду, ему будет легче пережить проблемы, возникшие в какой-то из групп.

11. Не наказывать за нарушение неустановленных правил. Сначала границы должны быть установлены (например, возвращаться домой не позже 10), прежде чем требовать их соблюдения. Ребёнок должен знать, что приемлемо и что неприемлемо в его поведении, до того, как его призовут к ответственности. Эта предварительная договорённость исключает ошеломляющее чувство несправедливости, которое испытывает человек, когда его наказывают за нечаянные проступки или оплошности.

12. Не требовать от ребёнка невозможного. Вы должны быть абсолютно уверены в том, что ваш ребёнок действительно в состоянии исполнить то, что вы от него требуете. Не наказывайте его за плохую учёбу, если видите, что у него просто не получается. Требование невозможного разрушает нервно-психическое здоровье ребёнка.

13. В конфликтах необходимо спокойно излагать ребёнку свою точку зрения, объяснять ему особенности его возраста, акцентировать внимание на том, что чтобы не произошло, он любим родителями.